2/22/2012

Post #169: medical insurance - dental care

Сегодня я расскажу о том, как правильно ходить к стоматологу. Думаю, Тане и Жене будет особенно интересно :) Муж на работе подписался на рассылку, которая называется Родина - в ней русскоязычные сотрудники делятся впечатлениями и советами. Надеюсь, я не раскрою какой-либо тайны этой записью (изменила текст, убрав конкретные суммы и названия; орфография-пунктуация сохранены).

***

Запись к стомалологу

1. Читаем в интернете, если есть желание, на что обращать внимание при выборе стоматолога.
2. Выбираем пару тройку стоматологов по ремомендации друзей, знакомых, Родины, и.т.п.
3. Звоним каждому в офис и интересуемся: а) принимает ли он(а) новых пациентов; b) принимает ли он(а) корпоративную страховку; c) какие средние цены на пломбы, коронки, и.т.п., или что там еще интересует.
4. Назначаем appointment (встречу).


Страховка

1. Покрывается определенная сумма на члена семьи в год (coverage limit - CL).
2. Чистка и разные «превентивные» услуги обычно покрываются на 100% страховкой (т.е. вы ничего не платите). «Мелкие» работы, типа пломб покрываются на 85%, «крупные» – коронки, импланты – 50%. Процент покрытия зависит от страхового плана.
3. Работает следующим образом: например идем делать пломбу. Доктор выставляет цену услуги, скажем $200. Эта сумма (claim) отправляется им в страховую компанию пациента. Страховая смотрит, зарегистрирован ли у них пациент (само собой), и сколько у него осталось «покрытия». Скажем, осталось $1000. Тогда они первым делом уменьшают сумму, запрашиваемую доктором до определенной величины, например до $150 (т.н. adjustment), и с этих $150 оплачивают $127.50 (85%) согласно плану стахового покрытия. Оставшиеся $22.50 (15%) платит пациент. После чего годовой лимит уменьшается на $127.50.

Важные моменты:
- Помним, что CL – это не максимальная сумма, которую ву можете себе позволить в год, а максимальные выплаты страховки в год.

- Из примера выше, общая выплата доктору будет $150, а не оригинальные запрашиваемые $200. Когда доктор договаривается со стаховкой, он соглашается на их rates и обязан довольствоваться оговоренными суммами.

- После каждого визита стаховка высылает пациенту бумагу под названием Explanation of Benefits (EOB), где есть весь расклад, сколько запросил доктор, сколько покрылось страховкой и сколько платит пациент. Обычно принято платить доктору только после получения этой самой бумаги. Некоторые доктора просят платить сразу после визита, не дожидаясь EOB, что, в сущности, неправильно. В любом случае, это лучше сразу оговорить с доктором во избежание последующих недоразумений.

- Аналогично, если вы получили от врача счет на всю сумму, и не получили EOB - задумайтесь почему. Может врач указал имя в claim неправильно, страховая не нашла пациента, и врач выставил пациенту счет на полную сумму, как если бы страховки не было вообще. Не спешите платить и разберитесь, ибо потом вытрясти деньги назад может оказаться довольно долгим и нудным занятием (хотя и не безнадежным). EOB в нашем деле – это все.

- Не забываем, что preventive care (чистка, и.т.д.) также идет в счет годового лимита, поэтому я, например, избегаю предлагаемых optional «ништяков», типа прополоскать рот флюоридом после чистки – оно стоит у них $30-40, а в магазине Listerine с тем же флюоридом стоит пятерку за литр.

- Также помним, что preventive процедуры ограничены по количеству раз в год, например рентген делают где-то один-два раза, чистка – 2-3 раза, и.т.д.

- Веселуха начинается, если годовой лимит исчерпан. Страховая в этом случае умывает руки, и пациент платит то, что запросил доктор (afaik, страховая даже не делает adjustment выставленной врачом суммы в этом случае). Поэтому планировать, планировать и еще раз планировать, а если прижало – договариватся и торговаться.


Лечение

Золотое правило: спрашивайте о процедурах, их альтернативах, целесообразности, и главное о стоимости услуг ДО непосредственно лечения.

Кроме того:

1. Обычно, первый визит (если, конечно, не форсмажор какой) – это чистка + осмотр (exam). Скорее всего сделают рентген, замеряют «карманы» и.т.д. после чего врач проведет анализ ситуации и назначит план лечения.
2. Очень вероятно, что вам скажут, что все запущено и надо все переделывать заново (ну, примерно как русский программист, увидев чей-то не будем говорить чей код, предлагает все переписать с нуля). Просим prioritize, и объяснить подробности, что и почему. Хороший врач сделает вам план лечения на год с учетом приоритетов и покрытия страховкой.
3. В процессе, вам несколько раз настойчиво предложат выдернуть зубы мудрости, если они еще есть. Даже если они не беспокоят совсем. Есть разные понимания на этот счет, и в конечном итоге вам решать, рвать или не рвать.
4. Доктора можно поменять в любое время, если возникают проблемы или нет уверенности в его компетентности, честности его финансового отдела, и.т.д.
5. Поиск хорошего доктора - дело непростое. Хорошего в том смысле, чтобы все устраивало. Два пациента могут поиметь совершенно разный experience у одного и того же доктора, и соответственно их рекомендации будут прямо противоположными.

***

Автор - рассылка Родина.

No comments:

Post a Comment